12 марта 2019, 13:40
Второго марта в Москве в музее архитектуры им. Щусева состоялись мероприятия архитектурного дня XII международного Конгресса по деревянному строительству. Речь шла о той роли, которую люди творческих профессий — архитекторы, проектировщики, дизайнеры и урбанисты — могут сыграть в продвижении концепции современного индустриального деревянного строительства и в разрушении обывательских стереотипов, приписывающих ему множество недостатков.
Мероприятие провели Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации Деревянного Домостроения, и Владимир Кузьмин, архитектор архитектурного бюро «Поле-Дизайн».
В приветственном обращении к участникам Конгресса Олег Панитков сделал акцент на заинтересованности Ассоциации в расширении использования древесины в современной архитектуре и готовности сотрудничать для решения этого вопроса с профессиональным сообществом, после чего предоставил слово Юрию Виссарионову, первомувице-президенту Международной академии архитектуры. Он, в частности, сказал: «Архитектура есть часть культуры общества, и деревянное домостроение — это тоже наша культура, незаслуженно забытая, дерево было, есть и будет всегда».
После этого Владимир Кузьмин представил первого докладчика, причем сам же и отметил, что Тотан Кузембаев не нуждается в представлении, поскольку известен всем собравшимся. Свое выступление архитектор неожиданно начал с разговора о казахской юрте, причем с очень неожиданных позиций, связав его с темой стереотипных мнений о деревянных домах. Да, многие считают, что они пожароопасны и непрочны, а уж юрты — тем более. Но кто слышал о жертвах пожара в юрте или о погибших в ней при землетрясении? Какие проблемы представляет собой производство материала для юрты и его утилизация после истечения срока службы? Получается, что с точки зрения экологии юрта представляетсобой что-то вроде идеального газа в физике и может служить точкой отсчета, началом координат, определяющих положение тех или иных типов домов на диаграмме экологичности. Вообще, тема экологичности жилой среды и общая проблема оценки влияния строительной индустрии на изменения климата доминировала в выступлениях второго дня.
После такого вступления Тотан Кузембаев рассказал о реализации проекта частного дома «Клаугу Муйжа», точнее, усадебного комплекса в Латвии. Эти сооружения расположены между двух озер на крутом сложном рельефе,из-за чего пришлось соединять постройки мостами. При строительстве моста через ручей, впадающий в одно из озер, строители были вынуждены использовать два автокрана с максимальным вылетом стрелы, чтобы, не вводя в охраняемую природную зону тяжелую технику, перекрыть ее участок безопорным 50 метровым пролетом.
Еще одной сложной задачей для строителей было изготовление деревянных колонн диаметром 80 сантиметров. Проточить заготовку такого диаметра мог только один завод в мире. Он расположен в Норвегии и изготавливает корабельные мачты. В итоге, задача была решена, и уникальный проект удалось реализовать практически в полном объеме, причем архитекторы заодно спроектировали и мебель для дома, который, вне всякого сомнения, стал еще одним из шедевров АБ «Тотан Кузембаев».
Говоря о шедеврах архитектуры, нельзя не упомянуть тот факт, что архитектор, в отличие от живописца или писателя, для создания выдающегося произведения нуждается и в заказчике, способном оценить и оплатить его замысел, и в талантливых исполнителях, которые могут его воплотить. Сам Тотан Кузембаев сказал об этом так: «Нам повезло, заказчик деньги не считал, а представителем была его жена, которой и делался подарок в виде усадьбы на юбилей. Она абсолютно ничего не смыслила в архитектуре и поэтому согласовывала все наши идеи». Казалось бы, такой подход гарантирует абсолютное соответствие объекта проекту, но, оказалось, что это не совсем так. Дизайн интерьера предусматривал изготовление множества элементов, изготовленных из переплетенных прутьев. Однако, вопреки ожиданиям, в Латвии нашелся только один специалист, способный выполнять такую работу. Он был перегружен текущими заказами и не согласился принять участие в проекте ни за какие деньги.
Возводили дом строители из Литвы. Архитектор высоко оценил их мастерство: «Качество фантастическое, места, которые мы не до конца продумали, они так делали, как мы бы сделали сами». В итоге дом настолько понравился заказчикам и их друзьям, что послужил источником новых заказов, в каждом из которых предусмотрено масштабное применение дерева.
Следующим выступил владелец компании «Русский Запад» Андрей Кириллов. В своем докладе «Влияние технологии производства клееного бруса на архитектуру объектов» он развил одну из тем, которой коснулся Тотан Кузкембаев — влияние качества материала на уровень воплощения проекта. «Русский Запад» с 2003 года производит клееный брус и возводит из него дома. Более тысячи реализованных проектов дали компании уникальный опыт, которым и поделился докладчик. По его мнению, залогом успешной работы является не только связказаказчик-архитектор, но и конструктор-строитель.
Андрей Кириллов также коснулся общепринятых заблуждений, влияющих на выбор заказчика. По его мнению, миф о том, что деревянный дом дороже схожего по размерам каменного возник в те годы, когда на рынке доминировали финские производители, а в наши дни цена домов сравнялась. Он особо отметил, что сруб из правильно изготовленного бруса практически не дает усадки, но его сборка требует высокой квалификации строителей.
В завершение выступления был затронут вопрос о экологических характеристиках дома из клееного бруса. Не проигрывает ли он своим конкурентам из цельной древесины? Это может случиться, отметил докладчик, если производитель, снижая себестоимость, будет применять при производстве материалы и составляющие низкого качества. Однако те, кто дорожит своим имеем на рынке, не допускают такого в своей работе.
Архитектор из Италии Винченцо Сантилли, компании Santilli Ingegneria, выступил с докладом «Современная деревянная архитектура Европы: разнообразие применения конструкций и материалов из дерева». Речь шла о своеобразном ренессансе деревянного строительства в Италии и других европейских странах. «Мы видим очень много преимуществ у традиционных старых материалов, — сказал он, — сегодня они возвращаются и становятся протагонистами в международном строительстве».
Сославшись на результаты исследований университета Британской Колумбии, докладчик отметил, что большинство людей хотело бы жить в индивидуальном деревянном доме и действительно, рынок деревянного строительства в Европе интенсивно развивается, причем наибольший рост наблюдается в Германии. В 2018 году объем европейского рынка достиг 8 миллиардов евро, 700 млн. из них приходится на Италию.
Конечно же, огромный интерес аудитории вызвали быстровозводимые дома системы, M.A.Di (Modulo Abitativo Dispiegabile). Дом представляет собой «раскрывающийся модуль», который, после доставки к месту установки, будет подготовлен к вселению жильцов за 48 часов, причем 6 из них уходит на превращение плоского пакета шарнирно соединенных панелей в объемную конструкцию. Этот процесс можно сравнить с установкой раскладного столика. Площадь внутренних помещений базового модуля — 27 кв. метров, но они могут устанавливаться по несколько штук в ряд и дополняться верандами, что позволяет довести площадь самого большого дома до 84 кв. метров.
Однако система M.A.Di имеет существенное отличие от других быстровозводимых домов и, можно сказать, имеет сходство с идеологией использования юрты. Все объекты, возведенные с применением предлагаемой технологии, могут быть быстро приведены в исходное состояние и переброшены на другой участок. Сфера их применения — загородное и временное жилье или мобильные сооружения коммерческого и военного назначения. Все эти качества вызвали огромный спрос на предлагаемую систему во множестве стран мира, и компания Santilli Ingegneria активно расширяет производство. Докладчик особо выделил «дружелюбность» системы по отношению к окружающей среде и соответствие ее запросам современных клиентов, предпочитающих часто менять место жительства.
Подводя итог выступления Винченцо Сантилли, Владимир Кузьмин отметил, что быстровозводимые дома сами по себе не являютсячем-то особенным, но сочетание конструкции, технологии, продуманных инвестиций и системного подхода ко всему этому превратило идею в востребованный продукт. «Что вам-то мешает? — Обратился он к собравшимся. — Может быть, пора уже?».
Джим Хеверин, директор архитектурного бюро Захи Хадид (Zaha Hadid Architects) из Лондона, представляя портфолио своего бюро, рассказал и об уникальном проекте — деревянном стадионе на 5000 зрителей, работу над которым начинала сама Заха Хадид. На момент окончания строительства он будет единственным в мире полностью деревянным стадионом такой вместимости.
Заказчиком выступил футбольный клуб Forest Green Rovers из города Нейлсуорт, который находится на западе Англии в графстве Глостершир. У команды богатые «зеленые» традиции — это первая в мире футбольная команда, объявившая себя в 2015 году полностью веганской и пока единственный из клубов, получивший награду ООН за вклад в борьбу с изменениями климата.
Надо сказать, что тема экологии доминировала в выступлении Джима Хеверина, причем речь шла не только об экологической чистоте деревянного жилища, но и о том, как цикл жизни такого сооружения вписывается в процессы, идущие в природе. Он особо отметил, что производство и утилизация бетона и других материалов, которые изготавливаются человеком, а не являются возобновляемым ресурсом, приводит к интенсивному выбросу углекислого газа и загрязнению окружающей среды в планетарном масштабе. По мнению Джима, каждый архитектор должен понимать значимость этой проблемы и, встречаясь с заказчиком, каждый раз объяснять ему, почему так важно использовать дерево независимо от назначения здания и масштабов строительства.«Мы должны делать наши здания красивыми, привлекательными, такими, которые помогают организовать нам среду должным образом», — сказал Джим Хеверин. Выступление сопровождалось демонстрацией проектов ZHA, реализованных и планируемых к реализации в городах России, а также в Баку, Лондоне, Оксфорде, и конечно, подробно был представлен проект полностью деревянного стадиона.
Джим Хеверин особо отметил, что успешной реализации проектов с применением нетрадиционных технологий в Великобритании способствует строительное законодательство, не навязывающее применение конкретных материалов при условии соблюдения требуемых параметров безопасности строения. Отдельно архитектор остановился на проекте стадиона к следующему чемпионату мира по футболу в Катаре, который уже реализуется и где также частично применяются деревянные клееные конструкции. Заказчик стадиона был категорически против дерева, но когда ему привели данныенаучно-опытных исследований, которые доказали гораздо большую огнестойкость по сравнению железобетоном, он согласился с архитекторами и гнуто-клееные конструкции станут основой сводов крыши главного стадиона следующего мундиаля.
А также Джим Хеверин поделился двумя фактами, которые его удивили в России. В ходе работы Конгресса он узнал, что доля строительства с применением древесины от общего ввода объектов на территории самой лесной страны мира составляет лишь несколько тысячных процента. Поразил его и факт отсутствия в России специальных архитектурных заведений и даже программ обучения по деревянному строительству. Такое положение дел во многих странах, сообщил Джим, но его непременно нужно менять.
Завершающий доклад на тему «Экосреда: тренд или норма жизни?» был сделан Марией Пашковой, представлявшей группу компаний FA MA PROFI CENTRE. Мало построить замечательный деревянный дом, надо создать в нем отделку и интерьер, достойный его конструктива. 80 % жизни люди проводят в помещениях, и здоровый микроклимат там жизненно необходим. Для этого группа компаний FA MA собрала под своим крылом множество брендов, разделяющих философию экосреды, использующих в производстве возобновляемые ресурсы и натуральные материалы.
В докладе были представлены здания и сооружения, в отделке которых использовались материалы группы компаний и их партнеров, в частности, особый интерес у слушателей вызвал рассказ о подборе материалов и цветов, использовавшихся при восстановлении архитектурного комплекса на острове Новая Голландияв Санкт-Петербурге и в парке «Зарядье» в Москве.
В своем заключительном выступлении Олег Панитков еще раз напомнил о заинтересованности в сотрудничестве между Ассоциацией и архитектурным сообществом. В частности, он сказал: «Мы готовы консультировать по технологиям, подбирать предприятия под проект, под конкретные технологические решения».
Несомненно, проведенное мероприятие способствовало расширению сотрудничества между профессиональным сообществом архитекторов и Ассоциацией Деревянного Домостроения. И, кстати сказать, за время его проведения в России, согласно имеющейся статистике, выросло такое количество древесины, из которого можно построить полторы тысячи современных семиэтажных деревянных дома!
Организаторы Архитектурного дня XII международного Конгресса по деревянному строительству: Ассоциация Деревянного Домостроения, Музей Архитектуры им. А.В. Щусева
Партнеры Архитектурного дня: группа компаний «Русский Запад», группа компаний FA MA PROFI CENTRE
В приветственном обращении к участникам Конгресса Олег Панитков сделал акцент на заинтересованности Ассоциации в расширении использования древесины в современной архитектуре и готовности сотрудничать для решения этого вопроса с профессиональным сообществом, после чего предоставил слово Юрию Виссарионову, первому
После этого Владимир Кузьмин представил первого докладчика, причем сам же и отметил, что Тотан Кузембаев не нуждается в представлении, поскольку известен всем собравшимся. Свое выступление архитектор неожиданно начал с разговора о казахской юрте, причем с очень неожиданных позиций, связав его с темой стереотипных мнений о деревянных домах. Да, многие считают, что они пожароопасны и непрочны, а уж юрты — тем более. Но кто слышал о жертвах пожара в юрте или о погибших в ней при землетрясении? Какие проблемы представляет собой производство материала для юрты и его утилизация после истечения срока службы? Получается, что с точки зрения экологии юрта представляет
После такого вступления Тотан Кузембаев рассказал о реализации проекта частного дома «Клаугу Муйжа», точнее, усадебного комплекса в Латвии. Эти сооружения расположены между двух озер на крутом сложном рельефе,
Еще одной сложной задачей для строителей было изготовление деревянных колонн диаметром 80 сантиметров. Проточить заготовку такого диаметра мог только один завод в мире. Он расположен в Норвегии и изготавливает корабельные мачты. В итоге, задача была решена, и уникальный проект удалось реализовать практически в полном объеме, причем архитекторы заодно спроектировали и мебель для дома, который, вне всякого сомнения, стал еще одним из шедевров АБ «Тотан Кузембаев».
Говоря о шедеврах архитектуры, нельзя не упомянуть тот факт, что архитектор, в отличие от живописца или писателя, для создания выдающегося произведения нуждается и в заказчике, способном оценить и оплатить его замысел, и в талантливых исполнителях, которые могут его воплотить. Сам Тотан Кузембаев сказал об этом так: «Нам повезло, заказчик деньги не считал, а представителем была его жена, которой и делался подарок в виде усадьбы на юбилей. Она абсолютно ничего не смыслила в архитектуре и поэтому согласовывала все наши идеи». Казалось бы, такой подход гарантирует абсолютное соответствие объекта проекту, но, оказалось, что это не совсем так. Дизайн интерьера предусматривал изготовление множества элементов, изготовленных из переплетенных прутьев. Однако, вопреки ожиданиям, в Латвии нашелся только один специалист, способный выполнять такую работу. Он был перегружен текущими заказами и не согласился принять участие в проекте ни за какие деньги.
Возводили дом строители из Литвы. Архитектор высоко оценил их мастерство: «Качество фантастическое, места, которые мы не до конца продумали, они так делали, как мы бы сделали сами». В итоге дом настолько понравился заказчикам и их друзьям, что послужил источником новых заказов, в каждом из которых предусмотрено масштабное применение дерева.
Следующим выступил владелец компании «Русский Запад» Андрей Кириллов. В своем докладе «Влияние технологии производства клееного бруса на архитектуру объектов» он развил одну из тем, которой коснулся Тотан Кузкембаев — влияние качества материала на уровень воплощения проекта. «Русский Запад» с 2003 года производит клееный брус и возводит из него дома. Более тысячи реализованных проектов дали компании уникальный опыт, которым и поделился докладчик. По его мнению, залогом успешной работы является не только связка
Андрей Кириллов также коснулся общепринятых заблуждений, влияющих на выбор заказчика. По его мнению, миф о том, что деревянный дом дороже схожего по размерам каменного возник в те годы, когда на рынке доминировали финские производители, а в наши дни цена домов сравнялась. Он особо отметил, что сруб из правильно изготовленного бруса практически не дает усадки, но его сборка требует высокой квалификации строителей.
В завершение выступления был затронут вопрос о экологических характеристиках дома из клееного бруса. Не проигрывает ли он своим конкурентам из цельной древесины? Это может случиться, отметил докладчик, если производитель, снижая себестоимость, будет применять при производстве материалы и составляющие низкого качества. Однако те, кто дорожит своим имеем на рынке, не допускают такого в своей работе.
Архитектор из Италии Винченцо Сантилли, компании Santilli Ingegneria, выступил с докладом «Современная деревянная архитектура Европы: разнообразие применения конструкций и материалов из дерева». Речь шла о своеобразном ренессансе деревянного строительства в Италии и других европейских странах. «Мы видим очень много преимуществ у традиционных старых материалов, — сказал он, — сегодня они возвращаются и становятся протагонистами в международном строительстве».
Сославшись на результаты исследований университета Британской Колумбии, докладчик отметил, что большинство людей хотело бы жить в индивидуальном деревянном доме и действительно, рынок деревянного строительства в Европе интенсивно развивается, причем наибольший рост наблюдается в Германии. В 2018 году объем европейского рынка достиг 8 миллиардов евро, 700 млн. из них приходится на Италию.
Конечно же, огромный интерес аудитории вызвали быстровозводимые дома системы, M.A.Di (Modulo Abitativo Dispiegabile). Дом представляет собой «раскрывающийся модуль», который, после доставки к месту установки, будет подготовлен к вселению жильцов за 48 часов, причем 6 из них уходит на превращение плоского пакета шарнирно соединенных панелей в объемную конструкцию. Этот процесс можно сравнить с установкой раскладного столика. Площадь внутренних помещений базового модуля — 27 кв. метров, но они могут устанавливаться по несколько штук в ряд и дополняться верандами, что позволяет довести площадь самого большого дома до 84 кв. метров.
Однако система M.A.Di имеет существенное отличие от других быстровозводимых домов и, можно сказать, имеет сходство с идеологией использования юрты. Все объекты, возведенные с применением предлагаемой технологии, могут быть быстро приведены в исходное состояние и переброшены на другой участок. Сфера их применения — загородное и временное жилье или мобильные сооружения коммерческого и военного назначения. Все эти качества вызвали огромный спрос на предлагаемую систему во множестве стран мира, и компания Santilli Ingegneria активно расширяет производство. Докладчик особо выделил «дружелюбность» системы по отношению к окружающей среде и соответствие ее запросам современных клиентов, предпочитающих часто менять место жительства.
Подводя итог выступления Винченцо Сантилли, Владимир Кузьмин отметил, что быстровозводимые дома сами по себе не являются
Джим Хеверин, директор архитектурного бюро Захи Хадид (Zaha Hadid Architects) из Лондона, представляя портфолио своего бюро, рассказал и об уникальном проекте — деревянном стадионе на 5000 зрителей, работу над которым начинала сама Заха Хадид. На момент окончания строительства он будет единственным в мире полностью деревянным стадионом такой вместимости.
Заказчиком выступил футбольный клуб Forest Green Rovers из города Нейлсуорт, который находится на западе Англии в графстве Глостершир. У команды богатые «зеленые» традиции — это первая в мире футбольная команда, объявившая себя в 2015 году полностью веганской и пока единственный из клубов, получивший награду ООН за вклад в борьбу с изменениями климата.
Надо сказать, что тема экологии доминировала в выступлении Джима Хеверина, причем речь шла не только об экологической чистоте деревянного жилища, но и о том, как цикл жизни такого сооружения вписывается в процессы, идущие в природе. Он особо отметил, что производство и утилизация бетона и других материалов, которые изготавливаются человеком, а не являются возобновляемым ресурсом, приводит к интенсивному выбросу углекислого газа и загрязнению окружающей среды в планетарном масштабе. По мнению Джима, каждый архитектор должен понимать значимость этой проблемы и, встречаясь с заказчиком, каждый раз объяснять ему, почему так важно использовать дерево независимо от назначения здания и масштабов строительства.«Мы должны делать наши здания красивыми, привлекательными, такими, которые помогают организовать нам среду должным образом», — сказал Джим Хеверин. Выступление сопровождалось демонстрацией проектов ZHA, реализованных и планируемых к реализации в городах России, а также в Баку, Лондоне, Оксфорде, и конечно, подробно был представлен проект полностью деревянного стадиона.
Джим Хеверин особо отметил, что успешной реализации проектов с применением нетрадиционных технологий в Великобритании способствует строительное законодательство, не навязывающее применение конкретных материалов при условии соблюдения требуемых параметров безопасности строения. Отдельно архитектор остановился на проекте стадиона к следующему чемпионату мира по футболу в Катаре, который уже реализуется и где также частично применяются деревянные клееные конструкции. Заказчик стадиона был категорически против дерева, но когда ему привели данные
А также Джим Хеверин поделился двумя фактами, которые его удивили в России. В ходе работы Конгресса он узнал, что доля строительства с применением древесины от общего ввода объектов на территории самой лесной страны мира составляет лишь несколько тысячных процента. Поразил его и факт отсутствия в России специальных архитектурных заведений и даже программ обучения по деревянному строительству. Такое положение дел во многих странах, сообщил Джим, но его непременно нужно менять.
Завершающий доклад на тему «Экосреда: тренд или норма жизни?» был сделан Марией Пашковой, представлявшей группу компаний FA MA PROFI CENTRE. Мало построить замечательный деревянный дом, надо создать в нем отделку и интерьер, достойный его конструктива. 80 % жизни люди проводят в помещениях, и здоровый микроклимат там жизненно необходим. Для этого группа компаний FA MA собрала под своим крылом множество брендов, разделяющих философию экосреды, использующих в производстве возобновляемые ресурсы и натуральные материалы.
В докладе были представлены здания и сооружения, в отделке которых использовались материалы группы компаний и их партнеров, в частности, особый интерес у слушателей вызвал рассказ о подборе материалов и цветов, использовавшихся при восстановлении архитектурного комплекса на острове Новая Голландия
В своем заключительном выступлении Олег Панитков еще раз напомнил о заинтересованности в сотрудничестве между Ассоциацией и архитектурным сообществом. В частности, он сказал: «Мы готовы консультировать по технологиям, подбирать предприятия под проект, под конкретные технологические решения».
Несомненно, проведенное мероприятие способствовало расширению сотрудничества между профессиональным сообществом архитекторов и Ассоциацией Деревянного Домостроения. И, кстати сказать, за время его проведения в России, согласно имеющейся статистике, выросло такое количество древесины, из которого можно построить полторы тысячи современных семиэтажных деревянных дома!
Организаторы Архитектурного дня XII международного Конгресса по деревянному строительству: Ассоциация Деревянного Домостроения, Музей Архитектуры им. А.В. Щусева
Партнеры Архитектурного дня: группа компаний «Русский Запад», группа компаний FA MA PROFI CENTRE