6 марта 2017, 14:20
О том, что сейчас мешает развитию отрасли, за какими технологиями будущее и как разрушаются мифы о дереве — рассказывает топ-менеджер AkzoNobel Максим Молчанов.

Российские компании, работающие в сегменте деревянного строительства, замерли на низком старте: они готовы ворваться в мировую элиту, но для этого сложились еще не все условия. В Канаде и США на деревянное строительство приходится
Построить на руинах
Ваша компания является международным лидером в клеевом бизнесе, при этом вы стали первыми среди западных конкурентов, кто решился открыть для себя Россию. Какие результаты за 20 лет работы здесь вы можете отметить?
Лидировать непросто, но это чрезвычайно вдохновляет, потому что ты фактически создаешь новое время. Когда мы появились в России, картина была удручающая. Весь советский потенциал в области производства клееных деревянных конструкций лежал в руинах. Это был результат так называемых экономических реформ.
И нам вместе с нашими заказчиками пришлось все создавать заново. Уже в 1998 году стали появляться первые предприятия, где мы фактически заново учились производить клееный брус и конструкционные балки.
Поскольку среди западных компаний мы действительно оказались этом на рынке первыми, то чувствовали огромную ответственность за внедрение передовых на тот период технологий. В результате мы направили много ресурсов и времени на обучение технологов на производствах, это был огромный совместный труд. Но результат нас впечатляет. Мы гордимся тем, что сегодня российские специалисты в этой области конкурируют с зарубежными коллегами. Это заслуга и самих специалистов на предприятиях, которые занимались самообразованием, и результат наших программ обучения, семинаров и поездок по обмену опытом.
Насколько я знаю, вы участвовали в разработке российских стандартов в области деревянного строительства. Наши стандарты
Действительно, мы прошли долгий путь по изучению, внедрению и развитию современных технологий склеивания — глобально, в мире. И в России мы работаем уже не только как поставщик клеевых систем, но и как консалтинговая компания. Мы часто выступаем в роли советников для наших заказчиков, когда идет разработка новых производственных линий или когда необходимо выйти на рынки новых стран. Нередко готовим наших партнеров к сертификации по международным стандартам.
Совместно с ведущими российскими институтами мы разрабатываем новые российские стандарты и приводим их в соответствие с европейскими нормами. В результате родилось несколько ключевых ГОСТов, по которым сейчас и работают предприятия.
Наши предприятия сейчас более конкурентоспособны на внешних рынках, так как их продукция ответствует европейским стандартам. Особенно актуально это стало в последние два кризисных года, когда мы увидели увеличение экспорта российской клееной древесины за рубеж.
Сейчас во всем мире теме деревянного строительства уделяется повышенное внимание. Есть несколько проектов деревянных небоскребов, появляется все больше необычных объектов коммерческой и жилой недвижимости. Причем уже не только за рубежом, но и в России.
Бурный рост пришелся на период с 2006 по 2013 годы: за это время рынок вырос почти на 50 %, это очень серьезный показатель. Наибольшую отдачу от вложенных усилий мы получили
Рост отдельных предприятий произошел в основном за счет заказов на большепролетные конструкции для внутреннего рынка и экспорта стандартных балок. В 2016 году, кстати, уже был зафиксирован небольшой рост
Вы чаще сотрудничаете с крупными заводами, у которых большие объемы заказов, или с мелкими предприятиями?
Мы сотрудничаем со всеми. Сейчас в России около 200 производителей клееных конструкций, лидерами можно назвать 20 компаний, из них выделить пять самых крупных. Но нельзя отмечать только гигантов рынка и не замечать остальных, это неправильно и не приводит к должному развитию. Наша задача — консолидировать усилия, чтобы развивать отечественный рынок и выводить его на мировую арену.
CLT-технология — драйвер в деревянном строительстве
Какое место занимает Россия сейчас на мировой арене?
К сожалению, мы пока не являемся лидерами. У нас есть сырьевая и производственная базы, однако дальнейшее развитие тормозит устаревшая нормативная база в строительстве. Она ограничивает, к примеру, высотность строений.
В то же время во всем мире драйвером в деревянном строительстве является
Технология родилась в Европе, потом получила развитие в Канаде и Японии. К слову, Япония по темпам внедрения этих инноваций на государственном уровне опережает и Канаду, и Европу. Конечно, прежде всего,
То есть пока России среди лидеров нет. Поможет ли изменить ситуацию внедрение
В настоящее время уже есть несколько крупных проектов по строительству заводов, которые в состоянии производить
Но вы сами верите
В странах-драйверах наблюдается очень интересная тенденция. Дерево приходит, или лучше сказать — возвращается, в город именно в виде
Собственно домостроение из клееного бруса в Европе занимает скромные позиции, лидирует в этой сфере Финляндия. Гораздо больше — рынок клееных несущих конструкций. Но и он в последние пять лет стабилизировался. Происходят небольшие колебания год от года, но по сути рынок не растет.
Технология клееных несущих конструкций — балок — находится в стадии зрелости. Она уверенно отняла часть рынка у металла и бетона, которую могла отнять. Другое дело
Разрушители мифов
Да, по цифрам потенциал заметен: понятно, что есть куда расти. Но готовы ли люди в России к появлению деревянных зданий — больниц, школ, многоэтажных жилых домов?
За последние десять лет и в отрасли, и на рынке произошли глобальные изменения. Как строители, так и потребители стали иначе относиться к дереву. Развенчано множество мифов про экологическую опасность, про пожароуязвимость. Прежде всего в этом заслуга развития домов из клееного бруса. Активно строятся инфракструктурные сооружения из дерева — аквапарки, спортивные комплексы, сельскохозяйственные объекты, даже школы. Но в целом этого мало. Мы обладает колоссальными лесными запасами, и пока не можем воспользоваться этим преимуществом. При этом лес — возобновляемый ресурс, в отличие от тех же нефти и газа.
Замечаете ли вы сопротивление так называемого «бетонного» и «металлического лобби»? Или это тоже миф?
Бетонное и металлическое лобби существует. Это не миф. Здесь нужно учесть, что в каждой отрасли существуют профильные ассоциации, которые объединяют основных игроков на рынке и которые продвигают на государственном уровне интересы индустрии. Это общемировая практика, и с этим явлением надо смириться, нужно быть самим более активными в этом направлении.
Существует ли в России серый рынок деревянного строительства?
К сожалению, да. Правда, уверен, что это временное явление, и он, в конце концов, сожмется до минимального объема. Полноценный серый рынок существовал в нашей стране
С появлением новых ГОСТов, о которых мы говорили в начале беседы, доля так называемых серых компаний, производящих некачественный продукт, стала стремительно уменьшаться.
Сегодня начинается X Конгресс Ассоциации Деревянного Домостроения, генеральным партнером которого выступает ваша компания. Какие напутственные слова вы бы хотели сказать своим коллегам?
Я хотел бы пожелать, чтобы в этом году мы от слов перешли к действиям. Мы все вместе уже проделали огромную работу, построено множество прекрасных предприятий, мы научились производить высококачественную продукцию. Теперь настало время найти новые области применения для дерева, новые ниши рынка.
Для этого необходимо внести изменения в нормативную базу и начать активный диалог с новыми потенциальными потребителями, в роли которых могут выступать и государство, и частные инвесторы. Уже утверждены очень серьезные государственные программы по развитию деревянного домостроения, и нужно вместе сделать все возможное, чтобы они были реализованы.
Беседовал: Владимир Нескоромный
Фотографии: Владимир Нескоромный, Ассоциация Деревянного Домостроения, Koichi Torimura, Team V Architectuur, klein-dytham.com, соцсети